Более ста лет величия: история марки Rolls Royce

 Для любого англичанина история британского автомобилестроения началась именно с Rolls-Royce. Приверженные своим традициям, жители туманного Альбиона очень бережно относятся ко всему, что связано с рождением и развитием легендарной марки.

Хотя многое в производстве прославленных автомобилей по сей день остается таким же, как и сто лет назад,     недавние события доказывают, что в условиях нынешней мировой экономической конъюнктуры в одиночку не удается выжить даже самым устоявшимся традициям. С наступлением 2003 года марка британской автомобилестроительной компании Rolls-Royce Motor Cars Ltd полностью перешла под контроль   баварского концерна BMW. Еще раньше заводы Rolls-Royce и Bentley (дочерней компании Rolls-Royce) были куплены конкурентом BMW — компанией Volkswagen. Эти события стали кульминацией затянувшейся на несколько     лет борьбы между несколькими конкурентами за обладание одним из самых раскрученных в мире брэндов. В штаб-квартире BMW сообщают, что «цель немецкого гиганта индустрии — сохранить классический образ Rolls-Royсe, каким он был всегда, при этом внедряя новые технологии, чтобы машина как можно дольше оставалась вне конкуренции — по сравнению, например, с Mercedes Benz Maybach и новым Bentley».

При этом в определенной части британского общества заметны совсем другие настроения. Здесь говорят о потере «серебряного талисмана Британских островов», который, подобно ряду других символов, таких как королева, табак, чай или сигары, издавна прочно ассоциируется с британским консерватизмом в «самом положительном смысле этого слова»…

Но давайте вернемся к истокам. Для того чтобы реализовать по-настоящему Великий Проект, надо свести Большой Талант с Большими Деньгами и приправить эту смесь фанатичной верой в успех предприятия. Ярким примером этому стала история марки Rolls-Royce Motor Cars, которая началась более 100 лет назад, когда 4 мая 1904 г. состоялась встреча между Фредериком Генри Ройсом и Чарльзом Стюартом Роллсом. Первый был инженером, который хотел изготовить лучший автомобиль в мире. Второй был коммерсантом с большими связями: он хотел продать лучший автомобиль в мире. Вместе они создали Rolls-Royce.

Фредерик Генри Ройс родился в Авалтоне, неподалеку от Питерборо в Англии, 27 марта 1863 года. Его отец, мельник Джеймс Ройс, женился на Мэри Кинг в 1852 году. У них было пятеро детей, Генри был самым младшим. Чтобы помочь своей семье, Ройс переехал в Лондон, где продавал на улице газеты, а затем стал разносчиком телеграмм в Уэст Энде. Судьба Ройса изменилась, когда тетя предложила оплатить его обучение на заводе Великой Северной Железной Дороги, кузнице многих великих британских инженеров. Так в четырнадцать лет он попал под влияние выдающегося инженера того времени Патрика Стиргинга.

Будучи устремленным молодым человеком, Ройс изучал языки и алгебру, а также основы недавнего изобретения — электричества. Позже он переехал в Лидз, где работал на заводе по производству механических станков и затем в Лондон, где работал в компании «Электрический свет и электроэнергия».

К своему 19-ти-летию он стал техническим консультантом в Лидзе, и затем он решил объединиться со своим другом Эрнестом Кларемонтом и открыл собственный бизнес «F.H. Royce и Co» в арендованном помещении на улице Кук. Они начали производить небольшие электрические компоненты, такие как дверные звонки, патроны ламп, выключатели, предохранители, а позднее измерительные приборы, динамо и коммутаторы.

Бизнес шел успешно. В 1903 году это позволило Ройсу купить себе автомобиль — французский Decauville с двухцилиндровым двигателем мощностью 10 л.с. Маленький автомобиль Ройс использовал для поездок в Манчестер, но его стандартная конструкция и качество изготовления, обычные для того времени, оставляли желать лучшего, и Ройс полагал, что в нем можно многое усовершенствовать. Он захотел, используя базовую конструкцию Decauville, построить свой собственный автомобиль.

Спустя какое-то время небольшой автомобиль с двухцилиндровым двигателем объемом 2.0 л, выехал с завода в Манчестере в 1904 на испытательный пробег. Ройс был за рулем машины весь путь до Кнутсфорда, 15 миль, доехав до него без аварий.

Ройс произвел еще два таких автомобиля, каждый обладал многими усовершенствованиями, но в своей основе их конструкция была одинаковой. У его партнера Эрнеста Кларемонта был второй автомобиль, а его друга Генри Эдмундса — третий.

Однажды Эдмундс похвалился своим замечательным автомобилем перед другим другом Клодом Джонсоном, который работал в компании C.S. Rolls and Co в Фулхаме, Лондоне. Джонсон передал новости Чарльзу Роллсу о компании на улице Кук в Манчестере, которая производила замечательный двухцилиндровый автомобиль, возможно, являющийся самым лучшим в Англии.

В отличие от своего будущего напарника, Чарлз Стюарт Роллс (1877–1910) родился в аристократической семье лордов Ллэнгтоков. Как и любому наследнику состоятельных джентри, ему полагалась жизнь гладкая и без хлопот: он изучил машиностроение и прикладные науки в престижном Тринити-колледже в Кембридже, после чего всерьез обратил внимание на юную автоиндустрию. С 1902 года Роллс занялся продажей импортируемых в Великобританию французских автомобилей, для чего открыл собственную фирму C S Rolls and Co, и сразу же стал ведущим дистрибьютором импортных марок в стране. Честолюбие гнало молодого предпринимателя вперед — по его собственным словам, Роллс хотел, чтобы его имя так же ассоциировалось с автомобилями, как имя Стейнвея — с роялями, а имя Чабба — с несгораемыми сейфами. Кроме того, Роллсу хотелось непременно найти «идеальную» машину британского производства, которая превзошла бы все те импортные марки, которые он продавал.

В итоге Джонсон уговорил Роллса встретиться с Ройсом 4 мая 1904 года, и Роллс был очень впечатлен увиденным автомобилем, за рулем которого он побывал. Их первая встреча была проведена в ресторане гостиницы Мидланд, после чего было достигнуто соглашение о получении Роллсом эксклюзивных прав на продажу всех произведенных Ройсом автомобилей. К слову сказать, перед входом в The Midland Hotel в Манчестере до сих пор стоит скульптура, напоминающая о легендарной встрече Роллса и Ройса.

Таким образом, общая страсть — желание построить самый совершенный автомобиль в мире — сделала их друзьями и партнерами на долгие годы, сведя на нет разницу в происхождении, социальном положении и образовании. Две сплетенные буквы «R» и прописи, сделанные академическим шрифтом, в логотипе компании до 1933 года находились на красном фоне. После смерти Ройса фон стал черным.

Вскоре после этого джентльмены подписали договор о создании компании Rolls-Royce Motor Holding. С самого начала в основу философии новой компании ее создатели заложили «изготовление автомобилей чрезвычайно высокого качества». С этих пор Генри Ройс вел успешный бизнес с своим партнером Чарльзом Роллсом и несмотря на плохое состояние здоровья в начале Первой Мировой войны он сконцентрировал свое внимание на авиационных двигателях. К этому времени он, будучи пенсионером, продуктивно работал на своей родине в Вест Виттеринге, что в Вест Суссексе, а Клод Джонсон управлял производством автомобилей.

Ройс создал двигатель Eagle, за которым последовал Hawk, Falcon, Condor и Kestrel. Как и автомобили, двигатели Roll-Royce были выдающимися образцами инжиниринговой мысли того времени. В 1929, 1930 и 1931 годах аэроплан, оснащенный двигателем Rolls-Royce «R» выиграл приз Шнайдер Трофи на международном соревновании гидропланов.

Двигатель «R» был позднее переделан в Merlin, которым оснащались самолеты, такие как Spitfire, Hurricane, Lancaster и Mustang. Но, к сожалению, Ройс этого не увидел, так как он умер в возрасте 70 лет 22 апреля 1933 года.

Но вернемся к истории компании. Первый Rolls-Royce, собранный в Манчестере в ноябре 1904 г., сейчас находится в частном владении семейства Лав. Сама компания Rolls-Royce, для которой получить в свое распоряжение самую раннюю из сохранившихся машин было делом чести, так и не смогла завладеть этим легендарным автомобилем. Можно только пофантазировать о сумме предполагавшейся сделки, но исторический Rolls-Royce, и ныне там...

С 1904-го по 1906 год новая компания Rolls выпускает несколько моделей 12PS, 15PS, 20PS, 30PS — небольшие двухцилиндровые машины, а так же автомобили с трех- (было выпущено только 6 таких автомобилей) и четырехцилиндровыми моторами, с «шестеркой», состоящей из двух блоков — по два и четыре цилиндра, и даже восьмицилиндровый «Легалимит». Эти автомобили класса люкс быстро завоевали успех на рынке. Их хорошая репутация возросла еще больше благодаря победам в автогонках. Первой добилась триумфа в авторалли «Турист Трофи» в 1906 году модель Rolls-Royce 20 PS с самим Чарльзом Роллсом за рулем.

Затем последовал рекорд в авторалли «Монте-Карло — Лондон», а также победы в США, включая «Сильвер Трофи» в Эмпайр-Сити и новый рекорд для автомобилей мощностью до 60 л.с. в Ормонд-Бич во Флориде. Самыми успешными моделями являются модели, разработанные на основе «Ройс-прототип», которых до 1907 года было выпущено около ста экземпляров.

Но подлинное рождение легендарной марки произошло несколько позже: только в 1906 году на лондонском «Олимпия Мотор Шоу» (другой источник указывает на автомобильную выставку в Париже 1906 г.) компания Rolls-Royce представила первое шасси Rolls-Royce 40/50 HP под заводским номером 60551. Новая модель ничем не повторяла предшественников. Само шасси 40/50 HP без кузова стоило 985 фунтов стерлингов. Примерно во столько же обходился клиенту не менее роскошный кузов, производимый именитыми мастерскими, такими как Hooper, Barker, Park Ward, Thrupp & Maberly, H.J.Mulliner, Gurney Nutting, Windover (London), James Young, Freestone and Webb, Rippon, Vanden Plas, и др. (вплоть до Второй мировой войны компания Rolls-Royce не изготавливала кузовов). Надо заметить, что это была немалая цена: в те годы за 800 фунтов можно было купить солидный «Кроссли-40НР», а простенький «Воксхолл-6НР» обходился всего в 150 фунтов. Но у именитых мастерских не было недостатка в заказчиках роскошных кузовов, достойных столь дорогого шасси.

Rolls-Royce 40/50 HP The Silver Ghost 1907 года

Вскоре этой машине дали необычное имя — Silver Ghost («Серебряный Дух»). По легенде, названием автомобиль обязан посеребренным наружным деталям одного из первых образцов и необычайно тихому двигателю. Как говорит легенда, самый громкий звук в салоне — тиканье часов. Не исключено, что тогда речь шла о дорогих хронометрах пассажиров, ведь в первых Silver Ghost других часов не было. Сделанный Генри Ройсом шестицилиндровый 7-литровый мотор для новой модели работал поразительно тихо и мягко. Автомобиль обладал редкой плавностью хода. Тринадцатый экземпляр машины 1907 года был создан при участии фирмы Barker, которая и снабдила шасси знаменитым открытым пятиместным кузовом и окрасила корпус в серебряный цвет. Посеребренными были и некоторые детали, и без того сверкавшие после тщательной ручной отделки.

Silver Ghost мог развивать скорость до 150 км/ч — такими показателями в то время не могли похвастаться даже некоторые спортивные модели. Словом, автомобиль стоил тех денег, что за него просили, и уже в 1907 году создатели рекламировали его как «лучший автомобиль в мире». Немудрено: флагман Rolls-Royce с достоинством преодолел испытательный пробег в 14371 милю (более 24 тыс. км) практически без поломок — опять же совершенно небывалое достижение для тех времен. В том же 1907 году компания Rolls-Royce Ltd переехала из Манчестера в Дерби и вскоре создала там станцию технического обслуживания и школу подготовки водителей.

Модель оказалась настолько удачной, что постоянные модернизации и соответствующее повышение цен на шасси только усиливали покупательский интерес. Чтобы насытить заокеанский рынок, компании в 1921 году пришлось открыть дополнительный филиал в Спрингфилде — одним из первых владельцев американского Silver Ghost стал Нельсон Рокфеллер. «Призрак» был настолько надежен и совершенен, что в 30-х годах на его «вечные» шасси просто ставили новые, более модные кузова.

Rolls-Royce Phantom II 1930 года

Rolls-Royce Phantom II 1935 года

Последователем модели Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost был величественный и очень дорогой Rolls-Royce Phantom I, появившаяся в 1925 году. Машина не имела очень большого успеха из-за старомодного дизайна и недостаточно хорошей управляемости. В результате в 1929 году она была заменена на Rolls-Royce Phantom II. Всего же было выпущено 2212 автомобилей модели Phantom I.

Неотъемлемый атрибут всех автомобилей Rolls-Royce — знаменитая серебряная крылатая скульптура-талисман, украшающая капот, — The Spirit of Ecstasy («Дух Восторга» или «Дух Вдохновения»).

Вдохновение исходило от Rolls-Royce Silver Ghost, принадлежавшему Джону Вальтуре Скотту-Монтагу, автомобилисту-пионеру, который в 1905 году стал вторым лордом Монтагу Болье. Монтагу поручил знаменитому скульптору-модернисту Чарльзу Сайксу разработать эмблему для своей машины. Сайкс создал маленькую фигурку в виде девушки, чьи одеяния развиваются на ветру. Один ее палец был поднесен к губам, и Монтагу назвал результат своей работы «Шепот».

Сайкс использовал в качестве модели женщину, славившуюся своей красотой, шармом, интеллектом и характером. Ее имя было Элеанор Веласко Торнтон. Она была известна в автомобильном мире, поскольку была секретарем Монтагу, который являлся редактором иллюстрированного журнала «Car».

Компания была впечатлена и решила разместить что-либо подобное на своих автомобилях. Они обратились к Сайксу, который и создал знаменитую эмблему Spirit of Ecstasy для Rolls-Royce. Снова используя мисс Торнтон в качестве модели и основываясь на дизайне фигурки «Шепот», Сайкс создал фигурку девушки с вытянутыми руками в платье, развевающимся на ветру. С 6 февраля 1911 года каждый Rolls-Royce украшается эмблемой Spirit of Ecstasy.

Сначала каждая фигурка создавалась самим Сайксом, иногда ему помогала его дочь Джо. Фигурка содержала надпись с его именем и дату 1911. Семья Сайкс продолжала отвечать за создание фигурки до 1948 года, после чего компания Rolls-Royce взяла отливку на себя.

Первоначально, Spirit of Ecstasy была посеребренной — отсюда и ее имя Серебряная леди — но, в результате, ее часто крали. Поэтому с 1914 года она изготавливается из полированного никелевого сплава.

Фигурка претерпела со временем небольшие изменения, хотя в 1934 году Сайкс создал ее версию, стоящую на коленях, так как стоячая версия подвергалась критике в связи с тем, что она отвлекала водителя. Стоящая на коленях Spirit of Ecstasy устанавливалась до послевоенного Silver Cloud, после чего использовалась уменьшенная версия оригинальной стоящей Spirit of Ecstasy, но она была вновь восстановлена в 1975 году для Rolls-Royce Camargue.

Сегодня Spirit of Ecstasy на новом Rolls-Royce Phantom выглядит идентичной той маленькой фигурке, установленной на Silver Cloud, но с одним нововведением: на усмотрение водителя например, при парковке, при нажатии кнопки она может убираться из вида.

Что касается модели, Элеанор Торнтон, то она трагически утонула в море в декабре 1915 года, но, являясь вдохновением для эмблемы самого известного в мире автомобиля, ее дух продолжает жить вечно.

Более ста лет величия: история марки Rolls Royce (часть вторая) Чарльз Роллс не смог насладиться в полной мере успехом сотрудничества с Ройсом. Будучи пионером на земле, он хотел быть им и в воздухе. Помимо автомобильных гонок он также увлекался авиацией.

И 12 июля 1910 года в возрасте 33 лет Чарльз Роллс погиб в авиакатастрофе — это был первый англичанин, погибший в воздухе.

После гибели своего друга и партнера Генри Ройс наладил производство авиационных двигателей высочайшего качества и надежности. А в войну компания увеличила производство авиадвигателей. Сейчас Rolls-Royce прочно удерживает позиции на рынке авиамоторов и имеет огромную клиентскую базу, в которую входят ведущие авиаперевозчики мира.

Первой послевоенной новинкой компании стала выпущенная в 1922 году относительно скромная модель Rolls-Royce 20НР, оборудованная шестицилиндровым двигателем рабочим объемом 3128 см3 со съемной головкой блока цилиндров. Впрочем, в послевоенной Великобритании машина имела относительный успех, а общий тираж «малолитражки» впоследствии превзошел аналогичные показатели «старших братьев». Можно предположить, что «облегченный Роллс-Ройс» заполучил бы куда больше поклонников, кабы не консервативная маркетинговая политика RR: на новые модели устанавливалась морально устаревшая трехступенчатая коробка передач, заменить которую на четырехступенчатую удосужились только в 1924 году.

Rolls-Royce Phantom II Sedanca de Ville 1930 года

В 1925 году на смену модели Rolls-Royce 40/50 Silver Ghost пришел новый флагман: величественный и запредельно дорогой Rolls-Royce Phantom I. Лонжеронная рама, коробка передач, отделенная от двигателя, и подвеска задних колес на полуэллиптических рессорах были унаследованы от Ghost, и новый шестицилиндровый верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 7668 см3 явно не подходил к устаревшему шасси. Phantom I так же, как и его предшественник, собирался и в Британии, на заводе в Дерби, и на спрингфилдском филиале, причем европейская и заокеанская модификации существенно отличались друг от друга. При всех своих недостатках первый «Призрак» был плоть от плоти Rolls-Royce и худо-бедно продавался как в Старом Свете, так и в Новом, — всего было собрано 3463 автомобиля. А уже в 1929 году Phantom I был заменен на Phantom II. Новый флагман получил обновленное шасси — по сути, именно его имеет смысл считать первым по-настоящему новым «большим Роллс-Ройсом», появившимся в линейке предприятия с 1906 года. Новый рядный двигатель «Стрейт 6» объемом 7,7 литра с клапанным механизмом верхнего расположения на поздних версиях имел алюминиевую головку. Силовой агрегат развивал около 100-120 л.с., автомобиль имел максимальную скорость 120 км/ч. Второй «Призрак» собирали до 1936 года.

Rolls Royce 20/25 HP 1935 года

В этот же временной период выпускался и преемник младшей «легкой»серии автомобилей Rolls-Royce модели - 20/25 PS. Она в 1929 году сменила на   производстве первоначальный «baby-Rolls», знаменитую серию «20», создававшуюся фирмой в расчете на тех покупателей, кто собирался    водить  свое дорогое и престижное авто самостоятельно. (шмелось в виду, что «старшая» серия Silver Ghost, дескать, чересчур тяжела и    громоздка, чтобы с ней мог справиться человек, не прошедший специальную профессиональную подготовку, да и вообще «царское ли это    дело».) Правду говоря, кузовов «под шофера», всяких лимузинов и седанок-де-виль без крыши над передними сиденьями на «младшем» шасси    тоже строилось немало,  но среди 3823 экземпляров машин данного образца, изготовленных в общей сложности за время нахождения на   производстве (1929—1936 гг.), такие варианты все же были в явном меньшинстве,а его последующая реинкарнация — Rolls-Royce 25/30 PS —   практически совпала с появлением Phantom III.

Rolls Royce Phantom III Sedan 1937 года

Третий, последний из довоенных «Призраков» — Rolls-Royce Phantom III, — был представлен публике в 1935 году на Лондонской автомобильной выставке.    Характеристики этой модели явственно указывают на возросшую конкуренцию на рынке больших представительских автомобилей за счет усиления американских   производителей. Phantom III оснащался новым V-образным двенадцатицилиндровым двигателем объемом 7340 см3 с центральным распредвалом и   гидравлическими толкателями клапанов. В результате мощность мотора была доведена до 165 л.с., а максимальная скорость машины — до 148 км/ч. Как и на   популярных в то время моделях Cadillac, в третьем «Призраке» инженеры сконструировали независимую переднюю подвеску на спиральных пружинах. В этом   автомобиле отразилась типичная для «Роллс-Ройса» черта — дублирование всех особо важных систем. Например, в двигателе устанавливались двойное   зажигание с двумя свечами в каждом цилиндре и два бензонасоса, дабы достичь максимальной надежности в эксплуатации. Производство Rolls-Royce Phantom III   было прекращено в начале Второй Мировой войны, всего было выпущено только 715 экземпляров. Третий «Призрак» оказался последним «чистокровным»    «Роллс  -Ройсом»: конструкцию и агрегаты полностью разработали и изготовили на самой фирме.

В полном соответствии с портретом своего клиента компания Rolls-Royce всегда отличалась консерватизмом и осторожным отношением к новшествам. Так,  например, несмотря на то, что другие компании уже с 1914 года применяли электрический запуск двигателя, Rolls-Royce установил его на свои модели только в   1919 году. шли еще: Rolls-Royce никогда не указывал мощности своих машин, характеризуя ее как «достаточную». Эта традиция сохранялась вплоть до установки   на  Rolls-Royce двигателей BMW.

Промежуток между двумя большими войнами столетия для компании Rolls-Royce явился периодом этакого почивания на лаврах, пожатых в начале века. Благодаря относительно стабильному рынку Британии, где состоятельные покупатели не так пострадали от Великой депрессии, компании и в кризисные 1930-е годы удалось сохранить свои позиции на автомобильном рынке.

В 1931 году у Rolls-Royce появилась новая возможность для творчества — обанкротился Bentley Motors, за которой в те годы закрепилась репутация производителя лимузинов, очень похожих на Rolls-Royce. Rolls-Royce приобрел активы компании, что позволило им воспользоваться отсутствием на рынке спортивного автомобиля и не допустить попадание технологических и инженерных ресурсов в руки конкурентов. Марка Bentley сохраняется до настоящего времени. Она стала основой для выпущенной после Второй мировой войны модели с цельнометаллическим штампованным кузовом MK VI, которая, в свою очередь, послужила прототипом модели Continental.

Более пристальному взгляду открывается ощущение, что с гибелью Чарльза Роллса фирма потеряла темп, желание экспериментировать и создавать новое. Стареющий Ройс, за большие заслуги перед британской короной посвященный в рыцари, до самой своей смерти 22 апреля 1933 года консультировал совет директоров автомобилестроительного подразделения Rolls-Royce, но, похоже, так и не смог простить себе смерти партнера по бизнесу: на фоне вялотекущего затухания спроса на автомобили RR тогдашние успехи фирмы в авиастроении более чем очевидны. Вторая Мировая окончательно решила этот баланс в пользу воздуха: моторами Merlin оснащались истребители британских ВВС, а на шикарных «Роллс-Ройсах» через Ла-Манш не переправиться…

Истребители Spitfire и Mustang имели двигатель Rolls Royce

Вторая Мировая Война в значительной степени затормозила производство новых автомобилей. шменно в это время в Rolls-Royce сконцентрировались на производстве авиационных двигателей. Самый знаменитый двигатель — Merlin — являлся стратегически важным для страны и при поддвержки министерства авиации было введено в строй несколько новых заводов. Хотя Derby остался в центре внимания, в Кру был построен новый завод. Оба завода были сохранены после войны, причем завод в Кру с 1946 года стал использоваться только для производства автомобилей.

Впрочем, и в войну Rolls-Royce продолжал выпуск автомобилей. Последней новинкой, появившейся на свет в Дерби, стал несколько улучшенный 25/30 PS — модель «среднего класса» Wraith. Тот же Wraith, только уже не просто «Привидение», а «Серебряное Привидение» — Silver Wraith — стал первой послевоенной моделью, собранной в Крю. С 1947 по 1959 годы этот автомобиль предлагался с тремя шестицилиндровыми двигателями: в 4,3, 4,6 и 4,9 л, тираж модели составил 1883 экземпляра.

Rolls Royce Silver Wraith 1948 года

Rolls Royce Silver Dawn 1951 года

Rolls Royce Silver Dawn 1952 года

Rolls Royce Silver Dawn 1954 года

Начиная с 1949 года классические автомобили класса «люкс», по сложившейся традиции, получали имена из лексикона спиритических сеансов, если же этого было недостаточно, в дело шло серебро. Silver Dawn («Рассвет», 1949-1955), Silver Cloud («Облако», с 1950 по 1956 год было выпущено аж три его инкарнации, опять же традиционно нумеровавшиеся римскими цифрами I, II и III), восьмицилиндровый Phantom IV(1950), V — на базе Silver Cloud II (1959) и VI(1968), в 1965 году вышла модель Silver Shadow — относительно новаторская для Rolls-Royce, — но именно этот отход от своеобычного для клиентов компании консерватизма, увы, не пошел автомобилю на пользу.

Rolls Royce Silver Сloud 1956 года

Rolls Royce Silver Сloud 1958 года

Rolls Royce Silver Сloud II 1962 года

Rolls Royce Silver Сloud III 1965 года

Rolls Royce Рhantom IV 1952 года

Rolls Royce Рhantom V 1962 года